STABAT MATER: ДОПОЛНЕНИЕ К СКАЗАННОМУ

Хотех слезами омыти
моих восхищений рукописания

Второе явление «STABAT MATER» в почти круговой сцене было подобно античному театру. Это, по-видимому, невольно помогало танцующим, которые в таком пространстве чувствовали себя очень естественно. Было ощущение, что они парят «на воздусе» – настолько легки и воздушны были все движения. Благодаря светлым, простым по форме хитонам индивидуальность каждой участницы общего действа, ее неповторимость ярко прочитывалась как в статике, так и в движении, творя букет и гимн женской красоте как Созданию. После напряженных занятий «гептахорки» настолько станцевались, что воспринимались как единый организм. «Рисуешь нос – смотри на пятку», – говорил учитель «передвижников», великий П.П. Чистяков. Так и здесь, в любом взмахе руки или наклоне корпуса чувствовалось, что танцующая улавливает, может быть, даже противоположное движение подруги.


Поразительны рожденные групповые композиции. Когда вспоминаешь эллинизм, перед глазами встает «Лаокоон с сыновьями», один из символов этой эпохи, или «Алтарь Зевса» в Пергаме школы Лисиппа и Скопаса. В «STABAT MATER» – тоже свое прочтение времени в расширенном диапазоне от классических ассоциаций до современного авангарда. От традиции, где вмещаются многие культуры, особенно Античность, до неожиданных, как обнаженный нерв, современных прочтений пластики, передающих наше напряженное, почти трагическое время. Да, эти прекрасно-уродливые, скорченные, иногда всего лишь из двух фигур состоящие знаки в своих совершенно противоположных движениях убедительны до натурализма. «Иди и смотри», если хочешь ощутить и постичь парадоксальные контрасты времени, и ты увидишь не только гармонию, рожденную великими эпохами, но боль, скорбь и трагизм бытия и той Великой Жертвы за всех нас, которая непостижима в своей сущностной глубине. Этому прочтению очень помогает пение Насти и Любови с её особенным, почти пророческим тембром голоса, нависающим над всем происходящим как вечное предопределение, которое нельзя изменить человеческими усилиями. Это «альфа и омега», это есть, было и будет.

Диакон Димитрий (Котов),
клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Долгопрудный,
искусствовед, художник, руководитель «Детской школы мозаики» г. Лобня.